Часть 2 Оранжевая дырка
Portal, как ни странно, лишь подогревает интерес к заключительной части трилогии. Возможно, Фримен найдет там штуковину помоднее надоевшей гравипушки — ручной генератор порталов от компании Aperture Science, давней соперницы Black Mesa.
Настоящие родители чудо-прибора — группа студентов из DigiPen Institute of Technology, представившая в 2005 году бесплатную 3D-головоломку Narbacular DropКраткая информация об игре. Ее суть: провести персонажа из точки А в точку Б, преодолевая препятствия с помощью червоточин в пространстве. Выстрел по левой кнопке мыши открывает синий портал, нажатие правой — оранжевый. Сквозь образовавшуюся дыру можно ходить, прыгать, падать (сохраняя, что важно, скорость) и проносить предметы.
Впечатленные демо-версией, боссы Valve пригласили авторов Narbacular Drop в штат и дали карт-бланш на внедрение технологии в Source Engine. Попутно к проекту подключился сценарист Марк Лэйдлоу (Marc Laidlaw), связавший историю Portal с вселенной Half-Life — Aperture Science и ее сумасшедшие изобретения станут основой сюжета HL2E3.
Но концепция осталась прежней. Portal — стильный коммерческий ремейк Narbacular Drop, отступивший от исходных правил только в одном: здесь запрещено протыкать пространство через портал. Число уровней выросло, к стандартным пакостям добавились движущиеся платформы, сгустки энергии, силовые поля и говорящие (!) охранные турели, бьющиеся в истерике при падении на пол. Впрочем, чтобы пройти смертоносный полигон Aperture Science, где нет никого, кроме механического женского голоса, вы вряд ли затратите больше пяти часов. Ключ к единственно верному решению почти всегда лежит на поверхности. Да и задачки, пусть оригинальные, оперируют очень скромным набором элементов. Чем дальше вы продвигаетесь, тем легче приходят разгадки. Хотя финальные испытания хороши: гнусные сюрпризы разбавляют рутину, а остроумные тексты, написанные бывшими ведущими сайта Old Man Murray, так смешны, что сбивают с мысли.
Судя по аудиокомментариям, в Valve прекрасно осознают, что Portal — пока лишь эксперимент. Разумеется, это не оправдывает его временами чрезмерную простоту, отсутствие редактора и "бонус-карты", полученные из глав с 13-й по 18-ю путем незначительного изменения дизайна. Сами разработчики сейчас внимательно слушают глас народа, размышляя, куда им ступать — к сиквелу или многопользовательскому аддону.
Оранжевый отряд
Ну а за сетевые забавы в The Orange Box отвечает Team Fortress 2. Ее судьба схожа с судьбой Prey: спустя годы на прилавки попала совсем не та игра, о которой писали в ранних анонсах. Впервые о TF2 мир узнал в 1998-м — тогда авторы Team Fortress for Quake собирались выпустить ее платную версию для Quake 2Краткая информация об игре. Годом позже коллектив присоединился к Valve и перенес свои находки на движок Half-Life, создав Team Fortress Classic.
В планах был и полноценный сиквел — тактический экшен Team Fortress 2: Brotherhood of Arms. К сожалению, проект превратился в долгострой. Многие из его идей, вроде командиров, контролирующих ситуацию с высоты птичьего полета, сброса парашютистов на территорию противника и системы голосовой связи, затем всплыли в Battlefield 2.
Не рискнув соперничать с DICE, Valve откинула напускную серьезность. Стиль сегодняшней Team Fortress 2 — сатира на "шпионские страсти" 1960-х, этакая помесь диснеевских The Incredibles с No One Lives Forever. Мультяшным персонажам, наделенным замечательной анимацией и озвучкой, тесно в рамках сетевых сражений; они смотрелись бы гораздо уместнее именно в продолжении шедевра Monolith. Нужный градус веселья задает и Valve. Экран статистики оформлен как шоу: дабы подсластить гибель, ваше самолюбие потешат табличкой "А теперь — хорошие новости", сообщающей о рекордном уроне, длительности жизни и т.п.
При этом сущность Team Fortress не изменилась ни на йоту. По современным меркам ее уровни крохотны, а отстрел оппонентов — примитивен. Неужто нельзя придумать что-то оригинальнее битв за ключевые точки и кражи чемоданов с компроматом? Тем не менее, принцип "один в поле — не воин" радует и поныне — сплоченная команда действует на порядок эффективнее.